Эксперт Мехтиев объяснил, как банки ведут “черные списки” клиентов
В каких случаях банк может внести вас в черный список” клиентов и действительно ли такие ли списки есть у профессиональных кредиторов, рассказал агентству “Прайм” генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности Эльман Мехтиев.
Многие считают, что это внутренние базы данных неблагонадежных клиентов. Однако так всего лишь называют списки и реестры, которые финансовые институты ведут для соблюдения интересов акционеров, выполнения требований законодателей и регуляторов и недопущения мер ответственности со стороны надзорных органов, объясняет эксперт.
“Некоторые такие “реестры” являются даже “межбанковскими” (например, БКИ) – но каждый кредитор сам решает, насколько для него является стоп-фактором информация, хранящаяся в БКИ, если только она не помогает соблюдать требования регулятора всего рынка”, – говорит Мехтиев.
Например, многие были бы рады кредитовать заемщиков с хорошим уровнем кредитного рейтинга, но не могут, если у этих заемщиков очень высокий уровень долговой нагрузки, и кредитор “не влезает” в макропруденциальные лимиты.
В любом случае, все ограничения которым следует кредитор или накладываются им самим исходя из готовности акционеров к убыткам (т.н. “риск-аппетит”), или накладываются требованиями законодательства или регуляторов, формируемые банками, ЦБ, Росфинмониторингом.
Финансовые институты при принятии решений исходят из данных, доступных им. Чаще всего кандидатами на отказы” являются заемщики, у которых есть просроченная задолженность по финансовым обязательствам (кредиты, займы, коммунальные платежи или значительные платежи за связь) или они указаны в базе данных исполнительных производств.
В последнее время все чаще в такие “списки”, проверка по которым обязательна для всех фининститутов, попадают участники мошеннических схем. Критериями могут быть, например, переводы на счета, связанные с обналичиванием или получением средств от мошенников. Не избежать блокировки и тем, чьи операции вызывают подозрения в отмывании доходов или финансировании терроризма.
Также на свое усмотрение финансовые институты могут вести свой внутренний учет “конфликтных” клиентов и сокращать их обслуживание, например, некоторое время назад было популярным оскорблять сотрудников отдела взыскания, но банки стали помогать своим сотрудникам подавать в суд на таких клиентов и практика понемногу начала исчезать.
Чтобы не попасть в такие списки, необходимо своевременно исполнять свои обязательства и погашать долги, вовремя оплачивать налоги. Следует регулярно проверять свою кредитную историю. Бесплатно это можно сделать дважды в год в каждом БКИ.
“Избегайте подозрительных переводов (например, “не работает терминал, переведите на телефон”). Будьте готовы пояснить банку смысл платежей и представить документы в их оправдание”, – советует он.
При ошибочном попадании в базу ФинЦЕРТ Банка России необходимо подать заявление в банк или через сайт ЦБ с документами.
“При проблемах с качеством кредитной истории и уровнем долговой нагрузки закройте неиспользуемые кредитные карты, погасите самые “дорогие” долги и через некоторое время проверьте обновление данных в БКИ”, – заключил Мехтиев.